Экспериментальная и инновационная деятельность
Экспериментальная и инновационная деятельность
В Гуманитарном колледже учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» ведется работа по реализации проекта «Апробация модели формирования современного профессионализма в процессе реализации образовательных программ среднего специального образования» (сроки реализации 2018-2022 гг.)
Цель проекта: создание и апробация модели формирования современного профессионализма в процессе реализации образовательных программ среднего специального образования.
Состав рабочей группы:
В процессе реализации в 2018-2019 учебном году был разработан и утвержден экспериментальный учебный план по специальности «Дошкольное образование» (утверждены первым заместителем министра образования Республики Беларусь И.А. Старовойтовой РБ ст. №12 Д/экс. от 30.08.2019 г., №13 Д/экс. от 30.08.2019) с двумя вариативными модулями:
«Организация работы с детьми дошкольного и раннего возраста с особенностями психофизического развития», данный модуль ориентирован на подготовку специалиста, владеющего знаниями в области инклюзивного образования, который сумеет подметить особенности в развитии каждого воспитанника и организовать работу в группе детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;
«Реализация программы раннего развития и обучения детей дошкольного возраста», задача данного модуля – подготовить не просто воспитателя учреждения дошкольного образования, но и руководителя различных кружков, объединений по интересам, педагога центра развития, которые в настоящее время набирают популярность в обществе.
Основной целью разработки плана выступила необходимость внедрения новых образовательных методик в области дошкольного образования «Методика применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе», практико-ориентированных модулей, соответствующих запросам современных потребителей в сфере образования детей дошкольного возраста, оптимизации и рационального распределения объема учебного времени путем объединения родственных учебных дисциплин и практик, серьезно сокращенными в связи с уменьшением сроков обучения.
Корректировка экспериментальных учебных планов по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование», заявленная в планировании на 2019-2020 учебный год (утверждены первым заместителем министра образования Республики Беларусь И.А. Старовойтовой РБ ст. №15 Д/экс. от 28.08.2020 г., №16 Д/экс. от 28.08.2020, №17 Д/экс. от 28.08.2020), осуществлялась с использованием модульного подхода, суть которого заключается в объединении учебных дисциплин в модули, которые в свою очередь соответствуют образовательным областям учебной программы дошкольное образование для учреждений дошкольного образования и образовательному стандарту специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование», а также направленных на развитие коммуникационной культуры специалиста и полного погружения в профессиональную деятельность.
Корректировка экспериментального учебного плана по специальности 2-03 01 31 «Музыкальное образование», также осуществлялась с использованием модульного подхода (утверждены первым заместителем министра образования Республики Беларусь И.А. Старовойтовой РБ ст. №18 Д/экс. от 28.08.2020 г., №19 Д/экс. от 28.08.2020, №20 Д/экс. от 28.08.2020, №21 Д/экс. от 28.08.2020). Предложенные модули в полной мере соответствуют образовательным областям учебной программы по учебному предмету «Музыка», учебной программе дошкольного образования для учреждений дошкольного образования и образовательному стандарту специальности 2-03 01 31 «Музыкальное образование».
Предложенные вариативные модули:
«Реализация программы по развитию инструментально-исполнительской культуры в концертной деятельности», данный модуль ориентирован на подготовку исполнителей, способных создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения, владеющих методологией анализа и оценки различных исполнительских интерпретаций, понимающих особенности национальных исполнительских школ и исполнительских стилей, обладающих музыкально-текстологической культурой, способностью к углубленному прочтению и расшифровке авторского нотного текста, проведению компьютерной аранжировки и обработке музыкальных материалов для применения в концертной деятельности.
«Реализация программы по развитию вокально-исполнительской культуры в концертной деятельности», ориентирован на подготовку грамотного специалиста, владеющего теоретическими и практическими навыками пения и способностью к самостоятельной работе над вокальным произведением.
«Реализация программы по формированию информационно-технологической компетентности специалиста в работе со звуком», ориентирован на специалиста, обладающего современными техническими и музыкально-теоретическими знаниями, необходимыми для ведения профессиональной деятельности в качестве специалиста звукооператорского мастерства.
«Реализация программы по формированию пластических и танцевальных навыков специалиста», цель данного модуля – подготовка специалиста в области танцевального искусства, владеющего практическими навыками в области методики руководства хореографическим коллективом и композиции танца, способного раскрыть художественное содержание музыки средствами хореографического искусства, имеющего навыки самостоятельной работы, умение работать с музыкальным материалом для подготовки танцевальных номеров.
Данные модули разработаны в соответствии с требованиями организаций-заказчиков кадров, запросами цифровой экономики и тенденциями трансформации рынка труда в связи с эпидемиологической ситуацией в мире.
Внедрение в образовательный процесс вариативных модулей позволит расширить профессиональные возможности выпускника в области:
- инклюзивного образования в соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, утвержденной приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2015 года №608.
- раннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с учебной программой дошкольного образования, утвержденной Постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 27.11. 2012 года № 133.
- информационно-технологической компетентности детей дошкольного возраста в соответствии со стандартами Worldskills, запросами цифровой экономики (Декрет № 8 "О развитии цифровой экономики").
- развития инструментально-исполнительской культуры, в соответствии с Государственной программой "Образование и молодежная политика" на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 марта 2016 г. № 250.
- развития вокально-исполнительской культуры, в соответствии с Государственной программой "Образование и молодежная политика" на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 марта 2016 г. № 250.
- развития пластической и танцевальной культуры, в соответствие с Государственной программой "Образование и молодежная политика" на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 марта 2016 г. № 250.
- информационно-технологической компетентности в работе со звуком, в соответствии со стандартами Worldskills, запросами цифровой экономики (Декрет № 8 "О развитии цифровой экономики").
В рамках реализации данного проекта разработаны:
- Экспериментальные учебные программы по специальности
2-01 01 01 "Дошкольное образование" учебных дисциплин профессионального компонента (28).
Апробация экспериментальных учебных программ планируется с 01.09.2020 г. по следующим учебным дисциплинам:
- "Основы специальной психологии и коррекционной педагогики";
- "Психология";
- "Дошкольная педагогика";
- "Художественный ручной труд";
- "Изобразительная деятельность в учреждении дошкольного образования";
- Теория и методика развития речи;
- Методика физического воспитания, развития и оздоровления детей;
- "Методика обучения изобразительной деятельности";
- "Информационные технологии";
- "Теория и методика формирования элементарных математических представлений";
- "Теоретические основы педагогики и образования";
- "Анатомия, физиология, гигиена и основы медицинских знаний";
- "Основы экономики образования и предпринимательской деятельности";
- "Основы природоведения и методика экологического образования";
- "Практикум по выразительному чтению";
- "Методика применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе";
- практика "По организации работы с детьми дошкольного и раннего возраста с особенностями психофизического развития";
- практика "По организации раннего обучения и развития детей дошкольного возраста";
- программы вариативных модулей "Реализация программ раннего развития и обучения детей дошкольного возраста" (Технологии развития речи и общения, Технологии обучения изобразительной деятельности, Практикум по информационно-коммуникационным технологиям, Основы досуговой работы), "Организация работы с детьми дошкольного и раннего возраста с особенностями психофизического развития" (Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии, Методика коррекционно-развивающего обучения, Основы дефектологии, Специальные методики обучения и воспитания, Основы педагогического сопровождения семьи).
- Экспериментальные учебные программы по специальности
2-03 01 31 "Музыкальное образование" учебных дисциплин профессионального компонента (9).
Апробация экспериментальных учебных программ с 01.09.2020 г. по следующим учебным дисциплинам:
- "Элементарная теория музыки";
- "Сольфеджио";
- "Информационные технологии";
- "Музыкально-компьютерные технологии";
- "Вокальный класс";
- "Хоровой класс";
- "Основной музыкальный инструмент";
- "Хороведение";
- "Музыкально-компьютерным технологиям" (практика).