Гуманитарный колледж

Учреждения образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"

Из прошлого в настоящее

 

Образовательный проект «Колледж-музей»

Гуманитарного колледжа

учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Вот уже 7-й год в Гуманитарном колледже реализуется проект «Колледж-музей», в рамках которого педагогическому коллективу  и коллективу учащихся удалось связать все этапы становления и развития учебного заведения с 19 по 21 век.

В рамках проекта «Колледж-музей» организуется поисковая работа на материалах своего учреждения, исследуется жизнедеятельность выдающихся выпускников, педагогов, сотрудников колледжа.

Актуальность:

Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде экспонатов, материалов  нравственно-эстетической, духовной культуры и традиций, которые хранят и пропагандируют аудитории, рекреации, кабинеты нашего колледжа. Проект «Колледж-музей» позволяет осуществлять связь времён, даёт уникальную возможность сделать своими союзниками в организации образовательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области  культуры, образования, вести большую поисковую и научно-исследовательскую работу по сбору материалов, освещающих боевой и трудовой подвиги белорусского народа, его культурные, этнические традиции.

Гипотеза:

«Человека воспитывает то, что его окружает». С данным утверждением нельзя не согласиться. Ведь именно та предметная среда, в которой находится человек, оказывает на него глубокое воздействие: постоянное соседство с предметами искусства, древними артефактами само по себе воспитывает культуру поведения, общения, уважительное отношение к тому, что тебя окружает. Педагогический коллектив колледжа уверен, что эффективность образовательного процесса в значительной степени зависит от правильности организации развивающей предметно-пространственной, креативной среды в образовательном учреждении.

        Цель проекта  - совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания, содействие гражданскому и духовно-нравственному развитию учащейся молодежи; создание условий для развития ученических инициатив и включение учащихся в социально значимую деятельность.

        Задачи проекта:

- совершенствовать навыки коммуникативности, культуры учащихся; учить широко и целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов;

- формировать у учащихся нравственные гуманистические ценности посредством различных форм и методов музейно-педагогической работы;

- воспитывать  музейную культуру, бережное отношение к историческим памятникам как части общей культуры человека, стремление участвовать в созидательной деятельности, формирование исследовательских навыков, научного мышления.

- содействовать  выработке у учащихся адекватной самооценки при сопоставлении себя с предыдущими поколениями;

- приобщать  учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени, через вовлечение их в культурно-досуговую деятельность.

Реализация проекта

Работа над проектом осуществляется по следующим направлениям: комплектование и учет фондов, их хранение; экспозиционная деятельность; поисковая и экскурсионно-массовая работа.

Методы реализации проекта:

Изучение архивных документов, сбор, учет, хранение, оформление, презентации, популяризация материалов, связанных с историей колледжа;; разработка практических заданий по дисциплинам, составление планов, конспектов уроков в колледже, в школе, занятий в учреждениях дошкольного образования, написание курсовых работ, создание дипломных проектов.

 Ресурсы проекта

Основными ресурсами данного проекта являются результаты археологических раскопок на территории колледжа, архивные материалы, а также богатый фонд исторических артефактов, накопленных в учебном заведении за 115-летнюю историю его развития. Сопутствующим продуктом указанного проекта является комплексное туристическое предложение, включающее в себя реальные и виртуальные экскурсии различной тематической направленности. Важным компонентом проекта является возможность создания интегрированной площадки для реализации творческого потенциала учебного заведения.

Результаты проекта:

Открытие музея, именных аудиторий, кабинетов, оформление рекреаций, холлов, фойе, иных помещений.  Формирование информационной культуры как компонент индивидуализации образовательного пространства, развитие интеллектуального, творческого потенциала личности; воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, расширение познавательных интересов в познании своего края, истории страны, развитие способностей учащихся.

Гуманитарный колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» одно из старейших учебных заведений среднего специального образования нашей страны.

 

В 1899году в день столетней годовщины А.С. Пушкина была совершена закладка здания городского училища на улице Софийской в Гродно (ныне это старый корпус колледжа по улице Ленина). В разные годы существования это было училище, женская гимназия, школа, а в 1939 году стало «Гродненским педагогическим учи­лищем Министерства просвещения БССР» - одним из первых средних специальных учебных заведений открытых в республике (ныне Гуманитарный колледж учреждения образования «Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы»).

С началом Великой Отечественной войны училище прекратило свою деятельность. Многие преподаватели и уча­щиеся были в числе мужественных защитников Отечества и не все из них вернулись домой. Их подвиги отмечены орденами и медалями.

Возобновило свою работу Гродненское педагогическое училище в сентябре 1944 года после освобождения Белоруссии от фашистских захватчиков. Первый выпуск был сделан в 1946 году, и двадцати шести выпускникам было присвоено звание - учитель.

За годы своего существования наш колледж подготовил много педагогов, которые работают в школах и дошкольных учреждениях, некоторые из них работают в колледже, закончили высшие учебные заведения, стали видными деятелями искусств, преподавателями педагогических, музыкальных, культурно-просветительских, высших учебных за­ведений, руководителями школ и учреждений образования, награждены орденами и медалями «За доблестный труд», имеют звание «Заслуженный работник культуры», «Отличник образования». 

За свою историю колледж несколько раз менял свое название, добавлялись, расширялись, изменялись специальности, но неизменными оставались замечательные традиции гуманитарного образования: высокая культура, профессионализм коллектива, и его главная цель гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи.

В Гуманитарном колледже коллективы учащихся и педагогических работников бережно относятся к прошлому, берегут память о нем, живут в настоящем и работают для будущего, чтя историю, традиции своего учреждения. Педагогический коллектив нашего колледжа осознает, что учащиеся с их неуемной энергией способны на многое, а направить эту энергию может только мудрый взрослый – педагог.

 С целью материализации и визуализации собственной истории, в колледже разработан проект «Колледж-музей» который, являясь частью открытого образовательного пространства, осуществляет связь времен, дает уникальную возможность сделать своими союзниками поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области культуры и образования.

В колледже три корпуса. Даты их постройки связаны с эпохами развития нашего государства, становления и совершенствования системы образования.

Корпус «А» представляет собой первое здание городского училища, которое было заложено, как уже было сказано, 26 мая 1899 в день 100-летней годовщины памяти русского великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Цели данных заведений: «доставить детям всех сословий начальное образование и религиозно-нравственное воспитание»; училища являлись общеобразовательными учебными заведениями для тех детей, которые не удовлетворены курсом начальных народных училищ, имели желание продолжить обучение, но не могли затрачивать на образование столько средств, сколько требуют средние учебные заведения. В городских училищах изучали закон божий, чтение и письмо, русский язык и церковно-славянский, арифметику, географию, историю, естествоведение, физику, черчение, рисование, пение, этику. Выпускники прошлых лет с любовью называли наш колледж «Пушкинским домом».

 Именно поэтому в корпусе «А» создан кабинет русского языка и литературы, где находятся бюст А.С. Пушкина, подаренный на 100-летний юбилей поэта. Задачи кабинета: расширение познаний учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина; приобщение их к богатству русской культуры, формирование личности, которая владеет языковой коммуникативной и элементарной лингвистической компетенцией; развитие умения понимать и ценить произведения  искусства – литературы; воспитание культуры творческого мышления, содействие духовному становлению личности учащихся.

            В этой самой старинной части  колледжа – здании начала 20 века расположена одна из «тематических» аудиторий - «Деловая документация и дисциплины специального цикла». Она предназначена для учащихся специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления». Немного фантазии и усилий – и появилась возможность напрямую соприкоснуться с историей. К работе по оформлению «своей» аудитории  активно подключились учащиеся специальности, имеющей непосредственное отношение к данному кабинету. Работая в архиве колледжа, была найдена первая книга приказов Гродненского педагогического училища, датированная 1947-1948гг. Ее страницы пролили свет на события жизни учащихся и педагогов того времени. Последовательно и методично стали изучаться все имеющиеся в архиве книги приказов. В результате были отобраны самые интересные, необычные или оригинальные тексты. Теперь они не только дополняют интерьер аудитории, но и наглядно формируют у учащихся специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» представления о том, как выглядели официальные документы в разные исторические периоды. Учащиеся имеют возможность сравнить их с современными деловыми бумагами. Сегодня аудитория максимально задействована в учебной процессе – в ней проходят уроки, классные часы и экскурсии.

          Один из самых больших кабинетов на этом этаже – кабинет туризма. Именно здесь находятся расписанные вручную платки с изображением главных архитектурных достопримечательностей г. Гродно, а также оригинальная археологическая экспозиция, которая основана на арти-фактах, которые удалось найти и описать на территории самого колледжа во время раскопок 2012 года. Здесь представлены керамические сосуды 12 века, фрагменты редкой посуды с клеймами местных мануфактур, части свистулек, костяные ручки и прочее. В этом кабинете стоят старинные колонны, вокруг которых медленно и чинно прогуливались  и вели чинные беседы воспитанницы женской гимназии, а строгие классные дамы следили за грамотностью изложения и осанкой.

В кабинете белорусского языка создан «музейный этнографический уголок». Здесь представлены белорусские рушники, выполненные разной техникой вышивания, покрывала, национальная одежда, скатерти, и конечно, присутствует самое главное место в белорусской «хате» красный угол. В рамках изучения белорусской культуры и нашей профессиональной деятельности организуются экскурсии по экспонатам кабинета. Эти же экспонаты используются на уроках белорусского языка и литературы в качестве наглядности.

Многие преподаватели нашего учебного заведения стали свидетелями и участниками жестоких военных действий и событий. Многих учащихся война вынудила покинуть стены колледжа и отправиться защищать Родину. Среди них оказались Николай Слатвинский и Ольга Соломова. Их именами названы улицы в городе Гродно и п. Острино. Именно поэтому особой гордостью является аудитория, посвященная Великой Отечественной войне.

В этой части колледжа сохранилась старинная лестница, которая когда-то была главным входом в городское училище.

Сегодня она бережно восстановлена и является символом исторической преемственности между прошлым и будущим колледжа. Учащиеся с любовью называют ее «лестница желаний».

Именно с этой лестницей связана новая традиция – все вновь зачисленные учащиеся входят в колледж именно по ней, а все выпускники торжественно выходят, прощаясь с Альма-Матер.

На втором этаже данного корпуса расположены кабинеты, по временному интервалу отражающие события, происходившие здесь с 40-х по 60-е года 20 века. На всех кабинетах мы можем видеть информационные таблички с описанием фактов, тем или иным образом связанных с дисциплинами естественно-математического цикла, преподаваемых в разные годы в этом учебном заведении.

На самом этаже организована музейная экспозиция, представляющая технические средства  и математические наглядные пособия, в разные годы, применявшиеся в деятельности и учебном процессе тогда еще педагогического училища, а после Гуманитарного колледжа. А также здесь представлена анатомическая экспозиция и музей-аптека.

        

Корпус «Б» имеет название «советский».

Здесь на стенах и лестничных маршах можно увидеть разноформатные плакаты того времени, выполненные в виде росписей самими учащимися и маленькие, которые являются оригиналами из фондов колледжа

Корпус «Б» состоит из трех этажей: на первом этаже расположен кабинет психолого-педагогических дисциплин.

Здесь можно увидеть настоящие розги, показательные косы для «недостойных» девиц, гречки и горох, как методы непедагогического воздействия на учащихся.

В рамках проекта «Колледж-музей» в корпусе Б на втором этаже открыты именные аудитории выдающихся педагогов и выпускников колледжа:

 - заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, профессора Виктора Войтика;

- народного артиста Республики Беларусь, руководителя ансамбля «Беседа» Леонида Захлевного;

- народного артиста Республики Беларусь Валерия Иванова;

- члена Белорусского союза композиторов, лауреата Международных конкурсов Владимира Кондрусевича;

- библиотека имени Кудлачева В.С., детского писателя и поэта, лауреата премии Гродненского облисполкома имени А.И. Дубко, обладателя звания «Почетный член Союза писателей Беларуси»;

- К 115-летию колледжа была открыта именная аудитория заслуженной артистки Республики Беларусь, солистки легендарного ансамбля «Верасы» Надежды Микулич;

преподавателей колледжа:

- композитора Станислава Гулецкого;

         - Бракало Нины Ивановны – отличника просвещения Республики Беларусь, автора учебников и программ по музыкальной культуре;

         - Чопчица Адама Сидоровича – заслуженного деятеля культуры БССР, почетного гражданина города Гродно, художественного руководителя и дирижера народного ансамбля песни и танца «Неман»;

         - в 2013 году был открыт кабинет ветерана Великой Отечественной войны, выпускницы и преподавателя колледжа Барановой Валентины Петровны.

         Сегодня наших  выпускников можно встретить не только в разных уголках Беларуси, но и в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Это не только известные в Республике композиторы, но и солисты Белорусского государственного академического музыкального театра Виктор Циркунович, Анатолий Олех, Антон Заянчковский, солист Санкт-Петербургского театра «Петербург-опера» Андрей Быковский, солист Белорусского государственного ансамбля «Песняры» Игорь Дударчик, ведущая солистка театра имени  Г. Гладкова «Территория мюзикла» Елена Бабук

         

Третий – «современный» корпус «В» – самая поздняя постройка – 80-х годов прошлого столетия. В настоящее время там оборудованы аудитории, лаборатории специальности «Дизайн» (графический) и спортивный и хореографический залы.

В корпусе организовано выставочное пространство, в котором постоянно действует сменная экспозиция, а также проходят открытия всех выставок.

Дизайнерский подход к оформлению учебных кабинетов сделал этот этаж по-настоящему современным и привлекательным не только для учащихся колледжа, но и для абитуриентов.

 Здесь расположены учебные кабинеты черчения, перспективы, конструирования  и шрифтов, мастерская рисунка и  живописи. Каждый кабинет, мастерская, лаборатория или любой другой уголок представляется особым миром, очень часто сильно отличающимся от повседневности.

Именно в этом корпусе созданы все условия для занятий физической культурой и спортом.

Здесь же – выставка спортивных достижений - грамоты, медали, кубки и т.п. Девиз наших ребят «Быть здоровым – это  модно! “.

Педагогический коллектив колледжа уверен, что эффективность образовательного процесса в значительной степени зависит от правильности и креативности в организации предметно-пространственной среды учебного заведения. И эта среда не должна быть оторвана от бытования учащихся, они должны жить среди исторических и культурных артефактов, понимать и уважать их, чувствовать неразрывную связь времен и поколений. Эта среда должна стать частью корпоративной культуры учебного заведения, позитивно «заряжать» образовательное пространство, консолидировать усилия членов коллектива. Создание оригинальной образовательной среды способствует повышению имиджа учебного заведения, мотивации обучающихся и сотрудников, включающей в себя культурный контекст истории конкретного учебного заведения, региона и государства. 

 

мал род banner1  banner2  итоги 2017
yesterday banner Grodno st sm full коробчицы
nashi pobedi 2016 VELO banner 350x500px ITE2018 001329 91005
011612 36ade311e4da9c4c3210b3cb43866f13 work tyr belta logo grodnovisafree